WebClub - Всероссийский Клуб Веб-разработчиков
WebClub.RU » Советы » Компьютер за бортом

Компьютер за бортом


Дата публикации: 28-05-2011

Бортовые, маршрутные, автокомпьютеры… как только их ни называют! Но любое из имен говорит о том, что эти устройства предназначены для установки в автомобиле и что выполняют они не только развлекательные функции. 

ДА, ИМЕННО ТАК: бортовые компьютеры - а это, мне кажется, наиболее точное определение - нужны в первую очередь для контроля над огромным количеством параметров систем вашего средства передвижения.

Даже недорогой современный автомобиль оснащен датчиками, следящими за работой основных узлов и агрегатов - например, за системами управления впрыском топлива, зажигания, подачи топлива, обеспечения микроклимата в салоне и многих других. Водитель не имеет доступа к регулировке этих параметров - их значения, а также коды неисправностей записываются в электронный блок управления автомобилем, добраться до которого можно только с помощью специального оборудования в авторизированном центре обслуживания. На практике это выглядит следующим образом: на передней панели вашего авто загорается лампочка "check engine", означающая, что "с двигателем случилась беда". Каковы же масштабы проблемы, что поломалось (отвалилось, перетерлось), неизвестно - нужно ехать в сервисный центр и проводить диагностику. Разумеется, такое положение вещей не устраивает продвинутых автомобилистов, и они пытаются "захватить власть" в своих четырехколесных любимицах с помощью бортовых компьютеров.

На рынке представлено довольно много подобных устройств, оснащенных системами диагностики авто (MK-N, Multitronics, GAMMA и др., ценой от 70 до 200 долларов). Работают они по следующему принципу: бортовой компьютер подключается к блоку управления электропитанием, который, в свою очередь, считывает информацию с датчиков. Если какойлибо датчик сообщает о неисправности, ее код по проводам "долетает" до компьютера, старательно им расшифровывается и выводится на дисплей уже в виде сообщения с предложением проверить, допустим, уровень масла или систему зажигания. Стоит ли игра свеч? Скажем так: действительно серьезной диагностики узлов и агрегатов вдали от автосервиса не проведешь. Да, компьютер может сказать вам, что пора заменить свечи или что "умер" левый передний амортизатор, однако, как показывает практика, при разборе полетов в сервис-центрах причины неисправностей часто заключаются совсем в другом. Выходит, бортовые системы диагностики врут? Не совсем: они честно сообщают вам о том, что с автомобилем не все в порядке, а это уже немало. Далее возможны два варианта событий: попытка разобраться с поломкой самостоятельно иди же поездка "в ремонт".

Впрочем, судите сами. Современный бортовой компьютер, помимо расшифровки кодов вероятных поломок, сумеет определить и доложить вам, что требуется замена свечей зажигания, масла ДВС и КП, ремня ГРМ, топливного и воздушного фильтров; он покажет остаток топлива в баке (и даст прогноз пробега на этом остатке), расход топлива в данный момент, на 100 км пробега или всю поездку, средний расход топлива, пробег за поездку, номер включенной передачи, скорость движения в конкретный момент времени и на последнем километре пути, напряжение бортовой сети, частоту вращения коленвала, угол опережения зажигания, время разгона до 100 км/час… Кроме того, компьютеру ничего не стоит рассчитать время поездки и ее стоимость, если, конечно, вы не поленитесь ввести стоимость литра топлива.

Выглядят бортовые компьютеры по-разному: иногда - если модель разрабатывалась для конкретного авто - они устанавливаются на место стандартных часов или встроенного компьютера (не обладающего и четвертью описанных выше функций), иногда прикрепляются к лобовому стеклу или солнцезащитному козырьку, а иногда претендуют на почетное место рядом с магнитолой. В любом случае для одновременного отображения 10–15 индикаторов хватает небольшого, до 2 дюймов по диагонали, монохромного дисплея с разрешением 128х32 или 128х64 пиксела.

Особняком стоят полноценные автомобильные компьютеры, работающие под управлением общеизвестных операционных систем (той же Windows XP, Windows CE.NET или Linux)в паре с фирменным интерфейсом, разработанным производителем авто. Подобные решения чаще всего устанавливаются на заводе и только в недешевые авто. Взять ту же BMW 7-й серии с ее революционным iDrive: здесь и система навигации, и телевидение, и даже простенькие игры - все это отображается на большом дисплее, встроенном в переднюю панель, а также (опционально) еще на паре мониторов в подголовниках сидений.

Возможно ли собрать подобную систему самостоятельно?

Или хотя бы с помощью специалистов, но в простом автомобиле среднего класса ценою до 20 тысяч долларов? Да, чаще всего можно, но не всегда целесообразно, поскольку готовая система вместе с установкой может запросто обойтись в несколько тысяч долларов - есть ли смысл отдавать такие деньги за возможность созерцать тачскрин с до боли знакомой кнопкой "Пуск"?

Тем более что удовольствия от такого компьютера наверняка будет меньше, чем от встроенного решения в дорогом авто - место для железа придется выкраивать по миллиметру, а интеграция всего этого добра в электросистему автомобиля и обеспечение защиты от вибраций (винчестеры - они ведь создания нежные) может стоить не только больших денег, но и огромного количества нервов.

Если вы все же тверды в своем решении, в первую очередь приглядитесь к торпедо вашей машины: там располагается либо 1DIN-, либо 2DIN-разъем для установки магнитолы, который, вероятно, ею и занят. Что ж, придется с ней распрощаться - где прикажете размещать миниатюрный системный блок или дисплей, а может быть, и то и другое? Тем более что после установки полноценного мультимедийного ПК магнитола вам больше не понадобится.

Автомобильные компьютеры, работающие под управлением Windows XP Tablet Edition, можно условно разделить на две группы: готовые решения и самосборные варианты. С последними дело обстоит следующим образом: вы находите 7- или даже 9-дюймовый дисплей и размещаете его в 2DINразъеме на передней панели (хотя можно задействовать и выносной монитор), предварительно подключив к миниатюрному системному блоку форматов miniATX или microATX, которые можно расположить… А вот с тем, где же выкроить для них место, связана большая проблема: хорошо, если у вас внедорожник или просто большой автомобиль и пространства в салоне хоть отбавляй; ну а ежели малолитражка, в которой приходится сутулиться, чтобы крыша не давила на голову? Для второго случая есть неплохой вариант: купить обычный UMPC вроде Asus R2H с GPS-модулем и сенсорным дисплеем, закрепить его в салоне, предварительно установив специализированный софт вроде Check-Engine, и получить не только полноценный бортовик, но и навигатор в паре с отменным мультимедийным центром. Обойдется это максимум в 1200 баксов.

Если же вы не ощущаете себя мастером на все руки, лучше выбрать готовое решение - например, от компаний Hiinfo или Giantec. Конструкция таких устройств внушает доверие - чего стоит заводская защита от вибраций или встроенный системный блок, для которого не придется искать место в салоне. Здесь опять-таки возможны два варианта, в зависимости от дизайна торпедо. Если там наличествует 1DIN-разъем, рекомендуем обратить внимание на модели вроде Giantec VCP2500: выглядят они как обычная магнитола со слотом для CD/DVD-дисков, однако внутри их корпусов прячутся ноутбучные винчестеры (40–60 Гбайт), планки оперативной памяти (512 Мбайт) и процессоры семейств Celeron M или Pentium M. Само собой, лицевые панели украшены USB-портами, кардридерами и PCMCIA-разъемами. Что касается дисплеев, то они либо поставляются в комплекте, либо их придется покупать отдельно - возможно, оно и к лучшему: вы сможете подобрать именно ту матрицу, которая устроит вас по диагонали и яркости. С другой стороны, не факт, что удастся найти качественный сенсорный дисплей…

2DIN-решения выглядят привлекательнее и лучше вписываются в интерьер салона. Кроме того, не требуется докупать дисплей, который потом нужно еще и удачно разместить/закрепить. Однако диагональ дисплеев, которыми оснащаются такие устройства, ограничена 7 или 9 дюймами - не факт, что этого хватит требовательному пользователю, собирающемуся работать с ОС Windows. В остальном функциональность 2DIN-компьютеров чуть хуже: из-за экранов, которые занимают практически всю поверхность лицевой панели, здесь реже встречаются PCMCIA-слоты и USB порты. Впрочем, для полноценного автомобильного ПК это не проблема - что мешает вывести USB-порт с помощью удлинителя туда, куда захочется?

Разумеется, автомобильный ПК просто обязан быть оснащен Bluetooth-модулем: с его помощью можно подключить и мышку, и клавиатуру (допустим, для ведения путевых заметок), и беспроводные наушники (скажем, если водителю не хочется отвлекаться, а пассажир желает послушать музыку), и даже внешний GPS-приемник, если, конечно, ваш ПК таковым не укомплектован.

При разумном подходе свои деньги бортовые компьютеры отрабатывают - хотя бы за счет экономии на топливе. Другое дело, что далеко не все автолюбители воспринимают бортовой ПК как необходимый элемент машины, считая его дорогой и ненужной игрушкой. Что ж, право на существование имеют все точки зрения - мой дед, например, обходился без всяких дополнительных устройств, вручную вычисляя расход топлива (после каждой поездки он записывал в блокнот показатели датчика) и на слух определяя состояние двигателя.

Популярное

Не так давно в сети появился новый сервис, под названием Dead Man Zero. Этот сервис сделал...
Рынок социальных площадок уже давно стал стабильным. Несмотря на то, что время от времени...
Artisteer 4 – единственный в своем роде продукт, позволяющий автоматизировать работу над созданием...
Март 2017 (1)
Февраль 2017 (3)
Январь 2017 (1)
Август 2016 (1)
Май 2016 (2)
Ноябрь 2015 (1)

Карта сайта: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41

Друзья сайта

Хотите продать свой сайт?
- Мы быстро и удобно для Вас сможем его купить:
  • Заявка на продажу сайта
  • Раcсматриваем цены на каждый сайт в индивидуальном порядке.

    Случайная цитата

    Неизвестный автор:

    "На чужой СДЛ рот не разевай, а пинок себе под зад давай и свой делай!"

    Опрос

    Какой браузер Вы используете?

    Internet Explorer
    Google Chrome
    Mozilla Firefox
    Netscape Navigator
    Maxthon Browser
    Opera
    Mozilla Suite
    SeaMonkey
    K-Meleon
    Safari
    Amaya
    Avant Browser
    SlimBrowser
    Другой...