WebClub - Всероссийский Клуб Веб-разработчиков
WebClub.RU » Советы » Компьютер за бортом

Компьютер за бортом


Дата публикации: 28-05-2011

Бортовые, маршрутные, автокомпьютеры… как только их ни называют! Но любое из имен говорит о том, что эти устройства предназначены для установки в автомобиле и что выполняют они не только развлекательные функции. 

ДА, ИМЕННО ТАК: бортовые компьютеры - а это, мне кажется, наиболее точное определение - нужны в первую очередь для контроля над огромным количеством параметров систем вашего средства передвижения.

Даже недорогой современный автомобиль оснащен датчиками, следящими за работой основных узлов и агрегатов - например, за системами управления впрыском топлива, зажигания, подачи топлива, обеспечения микроклимата в салоне и многих других. Водитель не имеет доступа к регулировке этих параметров - их значения, а также коды неисправностей записываются в электронный блок управления автомобилем, добраться до которого можно только с помощью специального оборудования в авторизированном центре обслуживания. На практике это выглядит следующим образом: на передней панели вашего авто загорается лампочка "check engine", означающая, что "с двигателем случилась беда". Каковы же масштабы проблемы, что поломалось (отвалилось, перетерлось), неизвестно - нужно ехать в сервисный центр и проводить диагностику. Разумеется, такое положение вещей не устраивает продвинутых автомобилистов, и они пытаются "захватить власть" в своих четырехколесных любимицах с помощью бортовых компьютеров.

На рынке представлено довольно много подобных устройств, оснащенных системами диагностики авто (MK-N, Multitronics, GAMMA и др., ценой от 70 до 200 долларов). Работают они по следующему принципу: бортовой компьютер подключается к блоку управления электропитанием, который, в свою очередь, считывает информацию с датчиков. Если какойлибо датчик сообщает о неисправности, ее код по проводам "долетает" до компьютера, старательно им расшифровывается и выводится на дисплей уже в виде сообщения с предложением проверить, допустим, уровень масла или систему зажигания. Стоит ли игра свеч? Скажем так: действительно серьезной диагностики узлов и агрегатов вдали от автосервиса не проведешь. Да, компьютер может сказать вам, что пора заменить свечи или что "умер" левый передний амортизатор, однако, как показывает практика, при разборе полетов в сервис-центрах причины неисправностей часто заключаются совсем в другом. Выходит, бортовые системы диагностики врут? Не совсем: они честно сообщают вам о том, что с автомобилем не все в порядке, а это уже немало. Далее возможны два варианта событий: попытка разобраться с поломкой самостоятельно иди же поездка "в ремонт".

Впрочем, судите сами. Современный бортовой компьютер, помимо расшифровки кодов вероятных поломок, сумеет определить и доложить вам, что требуется замена свечей зажигания, масла ДВС и КП, ремня ГРМ, топливного и воздушного фильтров; он покажет остаток топлива в баке (и даст прогноз пробега на этом остатке), расход топлива в данный момент, на 100 км пробега или всю поездку, средний расход топлива, пробег за поездку, номер включенной передачи, скорость движения в конкретный момент времени и на последнем километре пути, напряжение бортовой сети, частоту вращения коленвала, угол опережения зажигания, время разгона до 100 км/час… Кроме того, компьютеру ничего не стоит рассчитать время поездки и ее стоимость, если, конечно, вы не поленитесь ввести стоимость литра топлива.

Выглядят бортовые компьютеры по-разному: иногда - если модель разрабатывалась для конкретного авто - они устанавливаются на место стандартных часов или встроенного компьютера (не обладающего и четвертью описанных выше функций), иногда прикрепляются к лобовому стеклу или солнцезащитному козырьку, а иногда претендуют на почетное место рядом с магнитолой. В любом случае для одновременного отображения 10–15 индикаторов хватает небольшого, до 2 дюймов по диагонали, монохромного дисплея с разрешением 128х32 или 128х64 пиксела.

Особняком стоят полноценные автомобильные компьютеры, работающие под управлением общеизвестных операционных систем (той же Windows XP, Windows CE.NET или Linux)в паре с фирменным интерфейсом, разработанным производителем авто. Подобные решения чаще всего устанавливаются на заводе и только в недешевые авто. Взять ту же BMW 7-й серии с ее революционным iDrive: здесь и система навигации, и телевидение, и даже простенькие игры - все это отображается на большом дисплее, встроенном в переднюю панель, а также (опционально) еще на паре мониторов в подголовниках сидений.

Возможно ли собрать подобную систему самостоятельно?

Или хотя бы с помощью специалистов, но в простом автомобиле среднего класса ценою до 20 тысяч долларов? Да, чаще всего можно, но не всегда целесообразно, поскольку готовая система вместе с установкой может запросто обойтись в несколько тысяч долларов - есть ли смысл отдавать такие деньги за возможность созерцать тачскрин с до боли знакомой кнопкой "Пуск"?

Тем более что удовольствия от такого компьютера наверняка будет меньше, чем от встроенного решения в дорогом авто - место для железа придется выкраивать по миллиметру, а интеграция всего этого добра в электросистему автомобиля и обеспечение защиты от вибраций (винчестеры - они ведь создания нежные) может стоить не только больших денег, но и огромного количества нервов.

Если вы все же тверды в своем решении, в первую очередь приглядитесь к торпедо вашей машины: там располагается либо 1DIN-, либо 2DIN-разъем для установки магнитолы, который, вероятно, ею и занят. Что ж, придется с ней распрощаться - где прикажете размещать миниатюрный системный блок или дисплей, а может быть, и то и другое? Тем более что после установки полноценного мультимедийного ПК магнитола вам больше не понадобится.

Автомобильные компьютеры, работающие под управлением Windows XP Tablet Edition, можно условно разделить на две группы: готовые решения и самосборные варианты. С последними дело обстоит следующим образом: вы находите 7- или даже 9-дюймовый дисплей и размещаете его в 2DINразъеме на передней панели (хотя можно задействовать и выносной монитор), предварительно подключив к миниатюрному системному блоку форматов miniATX или microATX, которые можно расположить… А вот с тем, где же выкроить для них место, связана большая проблема: хорошо, если у вас внедорожник или просто большой автомобиль и пространства в салоне хоть отбавляй; ну а ежели малолитражка, в которой приходится сутулиться, чтобы крыша не давила на голову? Для второго случая есть неплохой вариант: купить обычный UMPC вроде Asus R2H с GPS-модулем и сенсорным дисплеем, закрепить его в салоне, предварительно установив специализированный софт вроде Check-Engine, и получить не только полноценный бортовик, но и навигатор в паре с отменным мультимедийным центром. Обойдется это максимум в 1200 баксов.

Если же вы не ощущаете себя мастером на все руки, лучше выбрать готовое решение - например, от компаний Hiinfo или Giantec. Конструкция таких устройств внушает доверие - чего стоит заводская защита от вибраций или встроенный системный блок, для которого не придется искать место в салоне. Здесь опять-таки возможны два варианта, в зависимости от дизайна торпедо. Если там наличествует 1DIN-разъем, рекомендуем обратить внимание на модели вроде Giantec VCP2500: выглядят они как обычная магнитола со слотом для CD/DVD-дисков, однако внутри их корпусов прячутся ноутбучные винчестеры (40–60 Гбайт), планки оперативной памяти (512 Мбайт) и процессоры семейств Celeron M или Pentium M. Само собой, лицевые панели украшены USB-портами, кардридерами и PCMCIA-разъемами. Что касается дисплеев, то они либо поставляются в комплекте, либо их придется покупать отдельно - возможно, оно и к лучшему: вы сможете подобрать именно ту матрицу, которая устроит вас по диагонали и яркости. С другой стороны, не факт, что удастся найти качественный сенсорный дисплей…

2DIN-решения выглядят привлекательнее и лучше вписываются в интерьер салона. Кроме того, не требуется докупать дисплей, который потом нужно еще и удачно разместить/закрепить. Однако диагональ дисплеев, которыми оснащаются такие устройства, ограничена 7 или 9 дюймами - не факт, что этого хватит требовательному пользователю, собирающемуся работать с ОС Windows. В остальном функциональность 2DIN-компьютеров чуть хуже: из-за экранов, которые занимают практически всю поверхность лицевой панели, здесь реже встречаются PCMCIA-слоты и USB порты. Впрочем, для полноценного автомобильного ПК это не проблема - что мешает вывести USB-порт с помощью удлинителя туда, куда захочется?

Разумеется, автомобильный ПК просто обязан быть оснащен Bluetooth-модулем: с его помощью можно подключить и мышку, и клавиатуру (допустим, для ведения путевых заметок), и беспроводные наушники (скажем, если водителю не хочется отвлекаться, а пассажир желает послушать музыку), и даже внешний GPS-приемник, если, конечно, ваш ПК таковым не укомплектован.

При разумном подходе свои деньги бортовые компьютеры отрабатывают - хотя бы за счет экономии на топливе. Другое дело, что далеко не все автолюбители воспринимают бортовой ПК как необходимый элемент машины, считая его дорогой и ненужной игрушкой. Что ж, право на существование имеют все точки зрения - мой дед, например, обходился без всяких дополнительных устройств, вручную вычисляя расход топлива (после каждой поездки он записывал в блокнот показатели датчика) и на слух определяя состояние двигателя.

Популярное

Не так давно в сети появился новый сервис, под названием Dead Man Zero. Этот сервис сделал...
Рынок социальных площадок уже давно стал стабильным. Несмотря на то, что время от времени...
Artisteer 4 – единственный в своем роде продукт, позволяющий автоматизировать работу над созданием...
Март 2017 (1)
Февраль 2017 (3)
Январь 2017 (1)
Август 2016 (1)
Май 2016 (2)
Ноябрь 2015 (1)

Карта сайта: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41

Друзья сайта

Хотите продать свой сайт?
- Мы быстро и удобно для Вас сможем его купить:
  • Заявка на продажу сайта
  • Раcсматриваем цены на каждый сайт в индивидуальном порядке.

    Случайная цитата

    Неизвестный автор:

    "Как видно, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять."

    Опрос

    Какой антивирус Вы используете?

    Kaspersky Antivirus
    NOD32
    Norton Antivirus
    Dr.Web
    Panda
    Аvast!
    ClamWin
    Другой...