Как известно, хостинг – это услуги по предоставлению места на сервере под конкретную страничку или сайт. В нашей стране, на определенном этапе развития Интернет, подобной услуги не существовало в принципе. Но затем ситуация изменилась, и услуги хостинга стали неотъемлемой частью отечественного виртуального бизнеса.
Растем, но не знаем насколько
Точных цифр, отмечающих динамику российского рынка хостинга, к сожалению, на сегодняшний день практически не существует. По некоторым экспертным оценкам, ежегодные темпы роста российского рынка хостинга в последние годы составляли 30-70%. В частности, по словам министра связи РФ Л. Д. Реймана, по итогам 2003 г. объем отечественного рынка интернет-услуг вырос на 50%. На долю Web-хостинга приходится, по разным оценкам, до млн. К середине 2004 г. на рынке наметилось некоторое затишье. Это объясняется переизбытком предложения и частичным насыщением внутреннего рынка. По разным оценкам, рост хостингового рынка составит в этом году порядка 20-30% в год. На сегодняшний момент средние цены за месяц хостинга колеблются в пределах -20. Что касается структуры российских хостинговых компаний, то в России на конец 2003 г. услуги хостинга предоставляли более 250 компаний. В десятку лидеров рынка входят: “Зенон Н.С.П”, Valuehost, “Караван-Интернет” и др. Среди петербургских провайдеров в лидирующую группу, кроме уже отмеченной Net.ru, входят: SpaceWeb, EastHost, ValueHost (СПб, Москва), Majordomo. Пока иностранные провайдеры не играют сколь-нибудь заметной роли на отечественном рынке. Такие монстры, как Cable&Wireless, Sonera, Telia, номинально присутствуют, однако ограничиваются предоставлением услуг собственным наиболее крупным клиентам. Дело в том, что интерес у иностранных участников вызывают лишь рынки, где доля проникновения Интернета доходит до 15% и более. А России, даже при нынешних темпах развития, до этой цифры еще очень далеко.
По данным РОСНИИРос, ежегодно число сайтов, обслуживаемых хостинг-провайдерами, вырастает в 3-4 раза. В соответствии с исследованиями “МИС-информ”, большинство предприятий предпочитают услуги Web-хостинга в первую очередь по причине безопасности (92%), надежности (91%) и производительности (84%).
Бесплатно или дешево
Частный пользователь реально осознал все преимущества платного хостинга лишь к концу 2001 г., когда на рынке безраздельно господствовал Zenon. Ощутимое падение цен на данные услуги наметились к началу 2002 г. Именно тогда у лидера обозначились реальные конкуренты: ValueHost, “МастерХост”, “Караван-Интернет” и питерская Net.ru. Наряду с платным хостингом сайты, предоставляющие бесплатный хостинг (
Дорого и сердито
К сожалению, для участников рынка так называемый “дорогой” (выделенный) хостинг, в отличие от дешевого, огромного наплыва клиентов пока не ощущает. Несмотря на обострившиеся проблемы безопасности, услуга кодирования на основе “сильных” криптоалгоритмов остается практически не востребованной. Комплексные решения, услуги по аренде оборудования и необходимого программного обеспечения, администрирование базового и прикладного программного обеспечения, мониторинг подсистем, статистика и отчетность, надежное резервирование данных – все эти услуги если и имеют спрос, то только в столице, где потихоньку развивается относительно новый вид бизнеса – виртуальный выделенный сервер, с более низким уровнем затрат на оборудование (hardware) и сопровождение системы. Дополнительным преимуществом виртуального сервера является комплексность, то есть клиент получает полностью готовый продукт с удобным Web-интерфейсом, не требующим его обслуживания системным администратором высокой квалификации.
Перспективы
По оценке аналитической компании Ovum, в прошлом году объем мирового рынка Web-хостинга составил ,$ 10,3 млрд, а к 2006 г. он вырастет в 4 раза и достигнет ,$ 46,9 млрд. По мнению аналитиков, у этого рынка огромный потенциал для роста. Как показали данные опроса 5 тыс. предприятий из Европы, США и Азии, 56% из них вообще не имеют сайта и лишь 14% из тех, кто имеют, применяют хостинг, затрачивая на него в среднем менее $ 25 тыс. в год. Остальные предпочитают выходить в Сеть самостоятельно. Именно последняя группа потенциальных клиентов и станет основным локомотивом развития. В России сегмент хостинга продолжит расти и, по прогнозам некоторых хостинг-провайдеров, к концу 2005 г. достигнет цифры – $ 150 млн. Бесплатный хостинг, как предполагают специалисты, в основном будет развиваться как дополнительный стимул для привлечения клиентуры с наличностью. Количество фирм, предоставляющих подобные услуги, будет постепенно снижаться. На рынке появится ряд безусловных лидеров, которые из-за более низких издержек и приличного оборота сумеют оттеснить “малышей”. Исходя из сформировавшихся тенденций, постепенно будет происходить усложнение сопровождаемых систем, повышение удобства взаимодействия клиентов со своими системами, специализация на решении задач для отдельных горизонтальных и вертикальных рынков.
Между тем
Как показал целевой опрос инвестиционных компаний и фондов, проведенный интернет-площадкой М&А Plaza, 23,5% российских респондентов связывают будущее своего бизнеса с Интернетом, а 55% планируют с его помощью решать часть задач. Свой сайт имеют около 60% респондентов, 46% уже внедрили ряд решений на основе интернет-технологий, 42% сделают это в ближайшее время и лишь 10% не видят в этом необходимости.